Просто большая статья о строггах

Собственно, так называлась старая версия этой статьи, и название я решила не менять.

Строгги – воинственная инопланетная раса киборгов, враги землян в шутерах Quake II, Quake 4 и Enemy Territory: Quake Wars. Строгги атаковали Землю приблизительно в 2060-х гг. Когда ресурсы Земли истощились, земляне в ответ атаковали планету Строггос, родину строггов, с целью повергнуть в хаос цивилизацию строггов, уничтожив Макрона, верховного лидера строггов, и выведя из строя некоторые важнейшие военные объекты. В Quake II был уничтожен предыдущий Макрон, и земляне поначалу думали, что повергли-таки цивилизацию строггов в хаос, но затем выяснилось, что уже появился (если верить официальной земной информации, Макрона не выбирали – его просто создали) новый Макрон (Макрон – это титул, не имя; сравните, к примеру, со словом «президент»)…

 

Строггос – не очень большая планета (размером где-то с Землю); из космоса он очень похож на Марс (из-за этого кое-где можно прочитать, что действие игры якобы происходит на Марсе). В Quake II говорится, что Строггос окружен кольцом астероидов, однако о нем ничего не говорится в Quake 4; также у него есть три спутника. Планета отличается высокой вулканической активностью.

Главный город Строггоса – Церберон, расположен он в кратере Маджорис (Majoris / Большой Кратер) «…между северными равнинами и южным морем…» (это цитата из мануала, а не поэтическая вольность 🙂 ). На южной оконечности кратера Маджорис находится кратер Минор (Minor / Малый Кратер) – в нем расположены защитные сооружения Церберона.

Строггос управляется группой министров (Варлордов (которых в игре, к сожалению, не показывали)), каждый из которых управляет своим участком планеты. Макрон, лидер всех строггов, выбирается (да, я знаю, что это дико звучит, но это информация из мануала) из Варлордов. Дворец Макрона (в котором он, правда, присутствует не всегда) расположен в северной части Церберона.

Гражданское население Строггоса отсутствует – есть только солдаты.

На Строггосе существует огромный военно-промышленный комплекс с рудниками, очистными сооружениями и различными заводами (от легкой промышленности до тяжелой). Интенсивное использование тяжелой промышленности привело к ужасному загрязнению планеты – почти все местные животные и растения вымерли, а те, кто выжил, мутировали (пример – хищные рыбы (в мануалах они называются акулами-барракудами) и четвероногие хищники (хотя на некоторое время они могут вставать на две ноги) (их называют просто мутантами)). Однако, несмотря на это, на Строггосе до сих пор можно найти чистые (иногда даже кристально чистые) водоемы (Q2, уровень Outlands), причины сохранения такой чистоты воды до сих пор неизвестна. Погода на планете жаркая и засушливая, влажность очень низкая.

Как известно, у строггов отсутствуют любые чувства и эмоции из-за того, что у отдельных солдат атрофированы высшие нервные функции, т.к. они являются мельчайшими частичками одной гигантской сети, управляемой Макроном. По этой причине в своей промышленности они используют любой объект (будь то машина, живое существо или природные ресурсы) до конца – т.е. пока он не сломается (или не умрет, или не истощится). Так, известно, что строгги выкачивали все ресурсы из захваченных планет и потом покидали их. Для быстрого перемещения по космосу строгги используют т.н. червоточины (в других источниках — черные дыры). Позже земляне завладели этой технологией с помощью реверс-инжиниринга и смогли создавать свои порталы, благодаря которым добрались до Строггоса

 

Толком неизвестно, могут ли строгги, пардон, размножаться обычным способом (по крайней мере, известно о существовании одного строгговского «ребенка» — зовут его Tank Jr (грубый перевод на русский – «Танк Младший», «Младший Танк»), его, так сказать, родители – командир танков (бывший землянин) и чистокровная строгговская железная дева (наверное, под «чистокровностью» имелось в виду то, что была строггифицирована коренная жительница Строггоса (о «национальностях» см. дальше))). Известно, что армия строггов пополняется за счет взятых в плен представителей других рас. При этом проводится строггификация (или строггофикация – оба варианта написания верны) – процесс превращения представителя другой расы в строгга. Это очень грубый и болезненный процесс – ведь строгги не используют наркоз; вместо этого они накачивают строггифицируемого гигантскими дозами стероидов, чтобы тот выжил во время строггификации и не умер от болевого шока. Строггификация выполняется очень «тяп-ляписто»: части тела отрезаются здоровенной грязной циркулярной пилой, протезы вставляются на их место очень грубо (то же самое касается и электроники). И если процесс прошел успешно (!), результатом будет диковато выглядящий киборг, грубо говоря, без мозгов: на последней стадии в мозг строггифицируемого имплантируется особый чип, который после активации как бы затирает сознание и заставляет субъекта выполнять только команды Макрона, т.е. попросту уничтожает свободу воли (это и есть полная строггификация). Плюсами строггификации являются (в разных случаях – что-то одно либо комбинация указанных свойств) возросшие физическая сила, скорость, ловкость. Тех же субъектов, которые по каким-то причинам не смогли пройти строггификацию до конца, строгги называют «отходами»; в будущем их можно переработать на стройент (о стройенте см. дальше).

Бывает, что пленных используют как материал для экспериментов. Строггам наплевать на состояние подопытных, поэтому и опыты они проводят соответствующие – например, удаляют какой-то орган, чтобы узнать, как долго представитель данной расы может прожить без него; подвергают подопытных влиянию очень низких или высоких температур и т.д. Некоторых таких бедолаг можно увидеть в медицинских лабораториях строггов; конечно, помочь им уже невозможно. Еще раз отмечу, что строгги проводят все хирургические операции без наркоза, накачивая подопытных гигантскими дозами стероидов, чтобы те не умерли от болевого шока.

Часто можно заметить, что во многих строгговских механизмах используются человеческие туловища без конечностей (иногда без голов). Официально они называются torso units / torso storage devices, в дальнейшем будут использоваться аббревиатуры TU / TSD. Так вот, TSD-юниты живые (насчет тех, что без головы, я не уверена, но те, что с головой, определенно живые), но слабо верится в то, что те, у кого есть голова, понимают, в каком они состоянии находятся: просто присмотритесь к их лицам – их определенно чем-то накачали (и это вообще-то правильно). TSD-юниты намертво встроены в системы распределения, регуляции и подачи энергии. Поврежденные юниты должны быть немедленно заменены, в противном случае зона, где они находятся, будет переключена на аварийную систему подачи энергии. Кстати, отмечу, что у Макрона из Q4 есть свой TSD-юнит, располагающийся в верхней части его туловища (возможно, он снабжает ее (верхнюю часть туловища того Макрона) энергией); некоторые фанаты считают, что данный TSD-юнит – это морпех Биттермен из Q2 (хотя известно (см. мануал к Quake 3), что хоть он и был схвачен строггами при попытке улететь, и они долгое время проводили над ним свои бесчеловечные эксперименты, в итоге ему удалось бежать (он был перенесен на Арену (?)). Правда, непонятно, можно ли считать сведения из мануала к Q3 каноном для Q2 / Q4 / ETQW…

 

Строгговские наука и технологии, конечно, намного превосходят земные по всем параметрам. Не стесненные моралью и угрызениями совести, строгги смогли намного дальше продвинуться в военном деле (здесь они больше всего преуспели). Также следует отметить, что они используют червоточины (в других источниках — черные дыры) для быстрого перемещения по космосу; строгги разработали различные телепортационные устройства, которые можно использовать как для телепортации отдельных строггов (к примеру, такими устройствами снабжен Teleport Dropper из Quake 4), так и больших объектов (грузов и т.д.).

Все исследования строггов направлены в основном только на увеличение их боевой мощи, так что можно сказать, что строгги буквально живут, чтобы сражаться.

Источниками энергии для строггов являются минерал стидиум (стидий) (англ. steedium) и стройент (англ. stroyent) – вещество, производимое из переработанных трупов врагов. Необработанный стидий выглядит как крупные голубоватые или сиреневатые кристаллы, добывается он в рудниках. Стройент (другой вариант написания – «строент») – вязкая зеленовато-коричневая жидкость; производится либо огромными существами (пример – Stroyent Processing Creature из Q4; этому существу скармливают сырой стройент, который оно перерабатывает до того состояния, в котором его можно использовать по назначению), либо на специальных заводах (один из таких заводов был показан в Q2 (уровень Processing Plant); кстати говоря, на этом заводе не только производили стройент (сырой, необработанный; там он имел розоватый цвет; причем в необработанном виде он очень токсичен) из живых морпехов, но и строггифицировали их – на это косвенно указывает надпись на двери на фабрику.

Глобальные компьютерные сети играют огромную роль в жизни строггов. Известно, что главная (по некоторым данным, вообще единственная) сеть Строггоса носит название Нексус. Нексус обеспечивает передачу информации между лидерами строггов и солдатами, причем даже на огромные расстояния (скажем, межпланетные). Одни из главных составных частей Нексуса – т.н. тетраноды (tetranode) (другой вариант перевода названия – тетраузлы), расположенные в больших хорошо защищенных крепостях. Тетраноды работают непрерывно и охлаждены до очень низких температур; если система охлаждения тетранода отключена, то он вскоре перегреется и взорвется.

Главная часть Нексуса – Процессор Нексуса; расположен он в гигантской отлично защищенной крепости, называемой Ядром Нексуса; Ядро расположено в кратере Доггус. Процессор представляет собою гигантский органический мозг (довольно часто Процессор называется просто Мозгом; он действительно выглядит как гигантский мозг; неизвестно, почему он так выглядит на самом деле и из чего он состоит). Вне кратера Доггус на равном расстоянии от Ядра и друг от друга расположены три чуть меньших (но все равно гигантских) башни; первая осуществляет хранение данных (Терминал хранения данных), вторая – обработку (Терминал обработки данных), третья – передачу (Терминал передачи данных / Сетевой терминал). Высота этих крепостей пока неизвестна, зато можно сказать, что этажей в них почти 2 тысячи (так, один из лифтов в одной из башен поднялся до этажа номер 1986, причем это не предел – башня выше, чем зона покрытия лифтов). Для доступа в Ядро нужно пройти через портал, который пропускает только строггов — все остальные будут попросту уничтожены (поэтому операция «Последняя надежда» и получила такое название – не до конца строггифицированный Мэтью Кейн стал последней надеждой землян на победу над строггами).

Нексус очень важен для строггов: без него вся связь солдат с командирами будет прервана, и цивилизация строггов будет повергнута в хаос. Попытки уничтожить главные компоненты Нексуса были показаны в Q4: сначала земляне пытались уничтожить тетранод (сначала они хотели взорвать его, используя ЭМИ-установку (ЭМИ — электромагнитный импульс), но им помешал внезапно появившийся комбайн / сборщик – он сломал установку и убил одного из членов отряда «Носорог»; затем решено было отключать тетранод вручную – и это удалось, однако особого вреда строггам не принесло), потом решили уничтожить Мозг (и уничтожили).

Следует отметить, что строгговские сети подчиняются тем же принципам, что и земные; даже местное оборудование напоминает земное (естественно, строгговское оборудование более совершенно, чем земное). Что касается строгговских языков программирования, то тут можно лишь процитировать слова техника Штрауса из отряда «Носорог»: «…я единственный землянин, кто понимает строгговские языки программирования…».

 

Как известно, строгги – киборги, причем типов строгговской киборгизации существует превеликое множество: они могут заменять ноги гусеницами (пример – гусеничные танки из Q2) или антигравами (летающие танки и железные девы из Q4), руки – ракетницами (железные девы из Q2 и Q4), вполне могут заменить почти все тело (кроме головы или мозга) на машину (двуногие танки из Q2, паразиты (они внешне похожи на четвероногих животных, но присмотритесь – у них гуманоидные головы), техники и флаеры оттуда же, часовые из Q4). Также строгги используют наномедицину (например, для быстрого восстановления повреждений тела); известно, что медицинские нанороботы продолжают работать даже после смерти строгга, еще они пытаются восстановить даже оторванную часть тела (об этом, в частности, можно узнать из диалогов солдат на «Ганнибале»). Иногда бывает, что конечности ампутируют и ничем не заменяют, как, например, руки у икаров из Q2.

Так что из-за повсеместной киборгизации нельзя сказать, что строгги – какая-то определенная раса (скорее, это смешение рас); также неизвестно, как изначально выглядели жители Строггоса (но есть некоторые факты, косвенно указывающие на то, что они были гуманоиды со строением черепа, чуть-чуть отличающимся от нашего). Еще пара слов о происхождении строггов: среди землян (особенно со времен второй волны наступления на Строггос) ходили слухи о том, что строгги якобы являются расой суперсолдат из противоположной части Галактики; они атаковали Землю потому, что она располагалась очень удобно для создания новой базы; однако до сих пор нет никаких подтверждений (ровно как и опровержений) этой теории. Но мы будем придерживаться официальной точки зрения.

Строгги могут киборгизировать практически любое биологическое существо – даже четвероногое животное (пример – Teleport Dropper из Q4, похожий на нечто вроде собаки). Основной отличительный признак практически всех гуманоидных строггов – горящие оранжевые (не красные!) глаза. Также говорят, что, вероятно, такие строгги, как берсеркеры и ганнеры, вполне могут принадлежать к одной расе (однако те же земляне порою говорят, что, скорее всего, берсеркеры из Q2 относятся к строггифицированным землянам (если хорошенько прислушаться, то можно услышать, что они говорят на английском с сильным акцентом), а вот ганнеры могут быть представителем другой гуманоидной расы) – т.е. их просто по-разному строггифицировали; еще говорят, что железные девы могут быть женскими особями этой расы.

У большинства строггов (кроме Макрона и министров) полностью атрофированы высшие нервные функции – в этом случае солдат является просто приемопередатчиком информации от Нексуса. Те же субъекты, которые не могут быть строггифицированы по каким-то причинам, отсылаются на перерабатывающие заводы, где эти «отбросы» могут жить (пока их не переработали); по поведению они напоминают зомби; некоторые из них могут использовать огнестрельное оружие (дробовики). Макрон и министры могут думать сами, их мышление независимое, «незатертое», если можно так выразиться.

Что касается строггификации, то ее лучше не описывать, а показать в деталях:

Что касается боевой техники, то тут строгги намного превосходят землян (если верить слухам, земляне захватили несколько строгговских машин, чтобы, применяя реверс-инжиниринг, создать что-то подобное). Интересно отметить, что намеки на органику встречаются у строггов везде – взять хотя бы паукообразную боевую машину «Комбайн» / «Сборщик» (правда, когда-то среди землян ходили слухи о том, что это якобы просто гигантский киборг – в качестве доказательств приводили тот факт, что «умирающий» комбайн якобы издает крик, но на самом деле это был просто скрип).

Что же касается защитных систем, то строггами используются всякого рода настенные и потолочные пушки; на больших открытых пространствах, где мало защиты, но она необходима, используется следующая тактика: истребители в нужный момент сбрасывают специальные турели, которые и выполняют функцию защиты пространства. Что касается турелей, то существует много их видов, много форм – даже круглые (которые могут откатываться от атакующих). Также широко используются защитные лазерные сетки, причем цвет лазеров означает степень их опасности: так, красные и желтые лазеры мгновенно убивают всякого, кто вздумает пройти через них (неизвестно, имеет ли значение цвет), а вот синие лазеры только понемногу отнимают здоровье. Есть также особые лазерные сетки, через которые может пройти только строгг – остальных моментально убивает (еще существуют подобные порталы – об этом уже говорилось).

Говоря о защитных системах строггов, нельзя не упомянуть знаменитый Биг Ган (Бигган, Большая Пушка / Big Gun), главное оружие противокосмической обороны строггов. Эта огромная пушка, атакующая сверхмощными электромагнитными импульсами, располагалась рядом с главным ядерным реактором планеты. Она с легкостью вырубает буквально все – и огромные космические корабли, и маленькие капсулы солдат. Однако это орудие было уничтожено земным морпехом Биттерменом во время событий Q2. Дело в том, что Биг Ган был достаточно плохо защищен – его охранял всего один гигантский летающий танк (другое название – шершень (не путать со строгговской техникой из Q4 и ETQW)) да кучка флаеров и мелких солдат. Отмечу, что довольно большая пушка из Q4, которую нужно отключить в начале игры, — это НЕ Биг Ган; а то кое-где я читала такое 🙂

Строгги используют самое разнообразное оружие – от довольно простого гвоздемета до таких навороченных экземпляров, как Dark Matter Gun (очень странное оружие, стреляет чем-то, отдаленно напоминающим миниатюрную черную дыру; кстати говоря, темная материя действительно ответственна за гравитацию в нашем мире…) и рейлган (настоящее снайперское (хотя…не совсем – след от выстрела хорошо виден, так что остаться незамеченным не удастся) оружие (правда, перезаряжается долго – 1,5-1,6 с); стреляет пулями из обедненного урана; пули оставляют цветной (голубовато-сиреневый (Q2), оранжевый (строгги из Q4) или бирюзово-зеленый (люди из Q4)) винтообразный след).

 

Строгговская архитектура отлично отражает натуру самих строггов. Медицинские помещения и те, где работают с органическими материалами, напоминают настоящие бойни; на стенах – запекшаяся кровь, на технике – всякие органические отходы, трубы все ржавые, стекла битые и грязные, часть ламп не работает, часть – мигает и т.д. Технические помещения не настолько запущенны, однако и там можно увидеть, к примеру, дырявые трубы; часть сложного оборудования не имеет никаких защитных приспособлений (или очень мало) – порою весь механизм даже ничем не прикрыт. Зато критически важные для строггов предприятия (например, связанные с компьютерными сетями) всегда практически стерильны, все оборудование там отлично работает и содержится в полном порядке.

Предприятия, где проводится работа с биологическими материалами, обычно используют органику как элемент архитектуры. Один из самых ярких примеров – гигантское сердце, часть системы передачи биохимических веществ (Q4, уровень Dispersal Facility). По слухам, гигантское сердце может быть связано с существом под названием Stroyent Processing Creature – например, говорят, что раз от этого существа отходит столько «кишок», некоторые из них могут доходить до сердца – в таком случае это существо может играть роль источника энергии для сердца.

Автоматика присутствует везде. Также следует отметить, что строгги используют множество маленьких летающих роботов-ремонтников, работающих абсолютно автономно, для быстрой починки повреждений в наиболее важных системах; когда требуется, роботов может использоваться очень много – сотни, в отдельных случаях даже тысячи. Интересный факт: если повнимательнее присмотреться к этим роботам, можно разглядеть что-то, внешне напоминающее мозг. Что это на самом деле – неизвестно. Также интересно, что в мануалах эти ремонтные роботы числятся в числе врагов, но они ничем не вооружены и практически не защищены и не представляют абсолютно никакой угрозы.

 

Всю армию строггов можно представить как сеть из чипов в их головах; плюс полная активация чипа вызывает быструю атрофию высших нервных функций. Поэтому отдельных рядовых строггов, скорее всего, нельзя рассматривать как личностей. Большинство исследователей склоняются к тому, что «общество» строггов следует рассматривать как большую компьютерную сеть, выполняющую некие программы (т.е. как некий коллективный разум) (существование независимого мышления у Макрона и его министров не принимается во внимание, т.к. эта группа строггов очень малочисленна по сравнению с основной армией).

Везде на Строггосе можно заметить особые символы строггов. Самый известный – череп со стилизованными крыльями (а не с ушами, как думают некоторые). По степени распространенности затем следуют молния с крыльями, сильно стилизованный орел, овал с треугольником внутри и с крыльями, нечто вроде молотка с крыльями (последний символ встречается крайне редко). Также на Строггосе можно встретить множество знамен с вышеперечисленными знаками. Плюс в Q2 несколько раз встречалось настенное изображение гуманоидного лица со скрещенными руками (на которых нарисованы строгговские крылья) и черепами (на подступах к телепорту к самому Макрону, во дворцах и реакторе). Все это может означать следующее: во-первых, строгги как минимум не были созданы искусственно (такая теория одно время была популярна на Земле в очень узких кругах); во-вторых, до строггов на Строггосе существовала другая цивилизация, давшая начало цивилизации строггов (сохранились остатки ее культуры – барельефы на стенах, дворцы и т.д.); в-третьих, коренные строгги – гуманоиды (следовательно, предшествовавшая им цивилизация тоже была гуманоидного типа); в-четвертых, строгги используют «мирные» строения для военных целей (просто подумайте, зачем делать на стенах изображения каких-либо существ, если это реактор? Видимо, лень было убрать эти рожи). В сумме получаем: из существования изображений рож следует, что в прошлом на Строггосе существовала мирная гуманоидная цивилизация, давшая начало цивилизации строггов; у этой гипотетической цивилизации была своя культура, причем строгги не стали уничтожать все ее проявления – вспомните дворец Макрона из Q2, который просто переоборудовали под один из центров связи.

Да, кстати, насчет тех барельефов на стенах из Q2: крылышки на руках этих гуманоидов подрисовали уже явно в эпоху строггов.